Бытует легенда, что в раскладке QWERTY, унаследованной от печатных машинок, буквы частотных комбинаций специально расположены так, чтоб их приходилось набирать одним и тем же пальцем, т.е. чтобы литерные рычаги не сталкивались и не "залипали". То есть, современная клавиатура специально рассчитана для замедления скорости печати. После того как Коэльо пересказал эту байку в книге "Вероника решает умереть", она стала крайне популярной в народе. Но это неправда, а реальная история происхождения раскладки интереснее и является хорошим аргументом в пользу принципа бритвы Хэнлона.
Кристофер Шоулз bit.ly/1ZakuqM запатентовал bit.ly/2FCXn1Y свою первую машинку в 1868 году. Клавиатура на ней была похожа на пианино: 36 клавиш в два ряда, буквы по алфавиту, ноль и единица отсутствовали, т.к. заменялись при печати буквами O и I. Дальше он несколько лет дорабатывал конструкцию, в т.ч. изменил клавиатуру: сделал 4 ряда клавиш, в первом ряду были цифры, во втором — гласные и знаки, в нижних двух остались согласные по алфавиту. Получилась вот такая раскладка с неудобной, но понятной инженерной логикой:
2 3 4 5 6 7 8 9 -
A E I . ? Y U O ,
B C D F G H J K L M
Z X W V T S R Q P N
Затем ещё лет 20 отдельные буквы переставлялись по различным причинам (хороший разбор bit.ly/2Abi1D8), в основном, после общения с потенциальными покупателями. Визит в 1870 к Эдисону в American Telegraph Works привёл к таким изменениям: букву I (напомню, она заменяла единицу) подтянули вправо к 8 и O, чтобы проще было набирать актуальные даты вроде I87O; S поместили между Z и E, т.к. телеграфисты, с трудом различая на слух морзянку для Z (... .) и SE (.../.), часто определяли их из последующего контекста, после чего им надо было быстро нагонять набор, так что эти буквы хотелось иметь рядом; часто используемые буквы W и T подняли в основной ряд, и т.п.. Потом продажа технологии Ремингтону в 1873 году привела к тому, что буквы Y и R по просьбе покупателя тоже подняли в первый ряд. По легенде это было сделано для того, чтобы на основном ряду можно было быстро набрать название бренда TYPE WRITER для эффектной демонстрации конечным покупателям в магазине, но подтверждений этой истории нет. После сделки с Ремингтоном бизнес машинок для телеграфистов стал неплохо расти, а в 1882 году Ремингтон решил сам выпускать машинки для стенографистов, и вместе с изобретателем метода шестипальцевого набора William Ozmun Wyckoff открыл под это отдельную компанию, а чтобы уйти из-под изначальных патентов, они косметически переставили ещё несколько букв (C, X и M). В результате получилась примерно та раскладка, которую мы имеем сегодня.
Многие национальные раскладки по миру унаследованы от QWERTY: в Германии принята QWERTZ, во Франции AZERTY. В конце ХХ века у нас тоже на какое-то время получила большую популярность раскладка ЯВЕРТЫ, в основном в связи с кустарной руссификацией первой волны зарубежных ПК типа ZX Spectrum. Сейчас она гордо называется "фонетической раскладкой" bit.ly/2U6bUgF, но соответствия букв вроде Я<->Q и Ь<->X далеки от фонетики; честнее будет сказать, что она использует в качестве основы кодировку КОИ-7 bit.ly/2U53GWa, которая, в свою очередь, восходит к внутреннему коду БЭСМ-6 (см инструкцию "АВТОКОД БЭСМ-6" 1967 года, страницы 66-67 bit.ly/2V9dRFw). Но основной раскладкой в СССР всегда была ЙЦУКЕН bit.ly/2OAJCVz, восходящая к дореволюционной и дореформенной ЙIУКЕН (см, например, упоминание в статье 1912 года bit.ly/2YEfz40), именно в таком виде американские машинки продавались в дореволюционной России. Откуда взялась эта ЙIУКЕН, точно не известно, но, судя по статистике, при её разработке пытались учесть однобуквенные частоты. В Ководстве у Лебедева bit.ly/2Wvd7uA были также некоторые мысли о её сходстве с русской наборной кассой.
(c) Жалкие низкочастотники https://t.me/pathetic_low_freq